Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







Предварительные итоги «Путейской» навигации 2012 года Назад

Вероятно самым сложным регионом, с точки зрения транспортной доступности, на территории Северо – Востока России остается Республика Саха (Якутия), в то же время разветвленная сеть водных путей позволяет обеспечивать доставку жизнеобеспечивающих грузов практически на 80-ти % территорий республики. От  эффективной и грамотной эксплуатации водного транспорта зависит практически на 100%  промышленность, энергетика, сельское хозяйство и жизнедеятельность населения.

     Территориально Республика Саха (Якутия) входит в состав Ленского бассейна, производственную деятельность в границах которого, осуществляет Федеральное Государственное Управление Ленское Государственное Бассейновое Управление Водных путей и Судоходства (ФГУ ЛГБУВПиС).

На территории Ленского бассейна эксплуатируется более 21 тысячи километров водных путей, судоходство осуществляется почти на 11 тысячах километрах,  90 %  из которых – с гарантированными габаритами.

Главной задачей Ленского ГБУВПиС является содержание внутренних водных путей в соответствии с Программой гарантированных габаритов судовых ходов.

Мы создаем и обеспечиваем безопасные условия для работы транспортного флота, содержим  судоходную обстановку, проводим дноуглубительные, выправительные, тральные, изыскательские и другие виды путевых работ.

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов является приоритетной задачей Ленское ГБУВПиС – это гидрометеорологическая информация о путевых условиях, мониторинг состояния судовых ходов, оперативное принятие решений по корректировке судоходной обстановки, производство дноуглубительных работ, анализ и перспективное планирование путевых работ, исследование и мониторинг русловых переформирований и многое другое.

 Для обслуживания водных путей в навигацию 2012 года  введено в эксплуатацию 74 обстановочные бригады, 4 специализированные тральные бригады, 9 русловых изыскательских партий, 13 земкараванов, всего 229 единиц технического и служебно-вспомогательного флота.

            Судоходная обстановка в 2012 году  открывалась сразу за прохождением ледохода - в основном от 1 до 12 дней ранее дат установленных Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а это дополнительный природный ресурс и дополнительные возможности в перевозках грузов.

          Раннее очищение рек ото льда связано с аномально тёплой погодой установившейся  в мае на севере-востоке, юге и центральной части Республики Саха (Якутия), привело к более раннему вскрытию   правых притоков реки Лена (Олёкма, Алдан), а также к экстремально раннему вскрытию рек северо-востока  Якутии (Яна, Индигирка, Колыма).

       Учитывая необходимость завоза генеральных грузов в Амгинские районы, а также  малый период стояния судоходных глубин на р.Амга в навигацию 2012 года, путейскими бригадами своевременно к 17 мая выставлена судоходная обстановка на р.Амга, что позволило выполнить грузовые операции на этой реке в течении 22 дней ( с 17 мая по 7 июня).

Судоходные условия на р.Лена  в навигацию этого года были достаточно благоприятными. Между тем для подготовки лимитирующих перекатов к  условиям межени, начиная с июня месяца,  на реке производились дноуглубительные работы, а также  руслорегулирующие мероприятия (выправление). Такие работы были выполнены на перекатах: Дашка, Атырджах, Черпальский, Усть – Алданский, 1551-1553 км, Бакыч и т.д., большое количество, более 20-ти - на верхней Лене. Все это позволило в целом успешно выполнить Программу гарантированных габаритов пути и не допустить аварий по вине «путейцев».

В завершающий период навигации, на фоне спада уровней воды, стали происходить интенсивные русловые переформирования на перекате Верхний Олекминский (2265 км р. Лена). В целях безопасного пропуска судов типа «Ленанефть» возвращающихся после успешного завершения арктической навигации в плановый пункт отстоя – Пеледуй, на перекат 30 сентября установлен земснаряд «Ленский - 405», который выполнил необходимый объем дноуглубления и сегодня глубины соответствуют установленным.

Общий объем выполненных  дноуглубительных работ по состоянию на 12 октября 2012 г. составил 4000 тыс. м. куб. грунта, в том числе на барах рек Яна и Индигирка.

 В период навигации 2012 года выполнены русловые исследования рек Вилюй, Яна, Амга, Алдан, Лена, русловые исследования бара реки Индигирка, выполнялся мониторинг состояния судового хода на баре реки Яна.  Подготовлены рабочие материалы для создания электронных навигационных карт реки Лена от пос. Жигалово до г. Усть-Кут, по Оленекской протоке реки Лена, реки Яна, Вилюй.

В связи с отсутствием гидрометеорологических постов на устьевых участках рек Яна и Индигирка мы установили первый автоматический водомерный пост (АВП) на баре реки Яна, мыс Юэдей, что позволяет получать высокоточную информацию о состоянии уровней воды и глубин на баровой прорези реки Яна.  В свою очередь это позволило повысить безопасность судоходства на баре р. Яна.  К навигации 2013 года запланировано приобретение и установка подобного водомерного поста  на баре реки Индигирка.  

 Срывов гарантированных габаритов на р. Лена в  текущую навигацию не зафиксировано, это обеспечило бесперебойную работу транспортного флота в течение всей навигации. На нижней Лене минимальные глубины составляли 290 см.

На реке Витим гидрологические условия в эту навигацию, в связи с большим количеством осадков в летний период в Забайкалье были очень благоприятными, наименьшие глубины на участке Лужки – устье не опускались ниже 225 см.

Река Алдан как обычно характеризовалась резкими изменениями уровней воды, вызванного проходящими высокими и скоротечными паводками в верховьях реки и с притоков рек Тимптон, Учур, Мая.

На главном грузообразующем участке реки Алдан от п.Джебарики-Хая до устья минимальные глубины за весь период навигации и по настоящее время составляют 200 см. Особое внимание на этом участке уделялось перекатам Быстрый Яр, Черепановские и это а свою очередь позволило также безаварийно обеспечить работу транспортного флота, а это завоз жизнеобеспечивающих грузов на реку Амга и «Северный завоз» в Арктику.

 На реке Вилюй работа крупного флота и завоз основных грузов осуществляется в период судоходных попусков, которые проводились в течение 21 суток, с 31 мая по 20 июня, объем сбросов за этот период составил 1,895  кмЗ. Завоз генеральных грузов в Вилюйские районы выполнен в полном объёме.

На Яне  наблюдалось   дружное и  ранее половодье, привело  к заторным явлениям и  сносу  огромного количества знаков  береговой судоходной обстановки (около 1200 единиц). В первые числа навигации, открывшейся на  9 суток раньше плановых дат,  путейские бригады восстановили до 80 % знаков.   В период спада половодья по территории бассейна Верхней Яны проходили дождевые осадки, которые поддерживали с 26 мая по 6 июля благоприятные судоходные глубины, не менее 130 см.  В летний период водность на р.Яна отмечалась не стабильной – короткие паводки сменялись уровнями ниже проектных отметок. В июле и августе, уровни воды опустились ниже гарантированных и глубины на лимитирующих перекатах на участке Батагай - Усть-Куйга снижались до несудоходных значений  95-100 см.

В нижнем течение р.Яна и на её баре  в результате производства дноуглубительных работ в объёме более 900 тыс. кбм обеспечены плановые габариты судовых ходов, за исключением нескольких дней в сентябре связанных с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями (устойчивые сгонные ветра). Здесь необходимо отметить, что в июне - июле месяце, когда мы приступили к производству дноуглубительных работ (с 20 июня), как и в 2011 году, простои земснарядов по метеоусловиям составляли более 45% валового времени. Это в очередной раз показывает, что метеорологические условия производства путевых работ на баровых участках северных рек играют существенную роль и не исключена возможность повторения очень непредсказуемых навигаций.

На верхней Индигирке на участке Белая Гора - Хонуу в период с 2 июня по 10 сентября сложились крайне неблагоприятные условия для судоходства. Из – за низких уровней воды в течение 101 дня, транспортные суда стояли в ожидании воды.  Фактическое количество дней с глубинами 130 см. и выше составило  всего 27 дней (в том числе 4 дня в июле, 18 дней в августе и 5 дней в сентябре), наименьшие глубины почти 80% дней навигации наблюдались до 100 см.

Несмотря на то, что мы своевременно, в соответствии с производственным планом, передислоцировали на бар реки Индигирка землесос «Индигирка» возможности производить дноуглубление не было. В этом районе Арктики преобладанием сгонных ветров, обусловленных продолжительным стоянием антициклонов  над акваторией Восточно-Сибирского моря, минимальные глубины на прорези бара составляли от  110 до 190 см.  и транспортному флоту ЛОРП пришлось работать в экстремально тяжелых условиях.

Река Колыма навигация проходила в штатном порядке и хотя в начальный период навигации и до  середины августа водность реки была невысокой, своевременно выполненные дноуглубительные на перекате Соболох, тральные, изыскательские  и другие путевые работы позволили беспрепятственно работать транспортному флоту без простоев.

Самый трудный период в работе речников, как всегда осень. В это время продолжительность светового значительно уменьшаются, наступают отрицательные температуры воздуха, снижаются глубины до минимальных и как всегда «появляются» большие объемы не перевезенных грузов, интенсивность эксплуатации транспортного флота возрастает.

 Соответственно путейцам приходится продлевать содержание судоходной обстановки, требовать от путевых бригад более интенсивной работы, выполнять незапланированные дноуглубительные работы и т.д.

 В эту навигацию продлено действие судоходной обстановки на баре  р. Яна на 5 суток, на баре р. Индигирка – 5 суток, р. Лена – Быков мыс – о-в Столб – 10 суток, р. Колыма – Среднеколымск – Черский 3 суток  и т.д.  Как всегда приходится работать в ледовых условиях при отрицательных температурах происходит обледенение плавучих знаков их утрата незапланированный расход светосигнального оборудования и дополнительные расходы финансовых средств. И это все из-за того, что кто-то недосчитал, недодумал или просто работают некомпетентные люди.

Здесь уместно сказать, огромный урон путевому хозяйству наносят вандалы, которые если не воруют батареи и лампочки так умудряются расстреливать знаки и светосигнальное оборудование. Уровень бескультурья и «детского» непонимания отдельных личностей к чему это может привести, просто удивляет.

Тем не менее путейцы полны оптимизма, готовы и стараются делать все возможное для создания транспортному флоту, безопасных условий движения и зеленую улицу на водных дорогах Якутии где трудятся достойные люди к которым мы относимся с огромным уважением,

 

Начальник Службы пути                                    В.П. Прокопьев

ФГУ ЛГБУВПиС


15.10.12