Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







Безопасность-прежде всего! Назад

Киселев Сергей Дмитриевич

Заместитель руководителя ФГУ Ленское ГБУВПиС

                     капитан Ленского бассейна ВВП РФ,

                     капитан дальнего плавания

                                                                    

Доброго времени суток. уважаемые коллеги!

Это так, ведь когда у нас начинается трудовой день – на западе нашей страны глубокая ночь, да и по протяженности с востока на запад бассейн находится в трех часовых поясах. И протяженность эксплуатируемых водных путей составляет более 21,7 тыс. км, что складывается из таких водных артерий как : Лена (с притоками Алдан, Вилюй, Витим), Яна, Индигирка, Колыма. И есть еще особенности этого бассейна – на эту огромную территорию зима приходит, как правило, раньше , чем в другие бассейны ВВП РФ. Отсюда и сроки навигации короче и много, что есть другого – отличающего Ленский  бассейн от других в России. Но есть и объединяющее:

вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 № 131 и в России начала действовать система государственного портового контроля (ГПК), призванная обеспечить безопасность судоходства  на ВВП Российской Федерации.

               Здесь я повторю за своими коллегами девиз моря, который нас всех объединяет :  БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО, что должно стать принципом жизни и работы всех нас.

              Минтрансом РФ, в лице Федерального агентства морского и речного транспорта, поставлена задача ввести в действие систему государственного портового контроля, приведя ее к четкому неукоснительному исполнению. Пример тому – проверка всех без исключения судов, выходящих в море, что необходимо выполнять и на ВВП.  Учитывая, какие высокие обязательные требования предъявляются к кандидатам  на должность капитанов бассейнов ВВП, и тот факт, какое внимание уделили 28 августа с.г. в Роморречфлоте заместитель министра транспорт РФ В.А. Олерский и руководитель Федерального агентства морского и речного флота А.А. Давыденко   при собеседовании с кандидатами, прошедшими обучение в университете водных коммуникаций г. Санкт- Петербурга и стажировку в Большем порту Санкт-Петербург,  есть желание оправдать доверие и уверенность, что все получится, что подкреплено положительной реакцией со стороны командного состава экипажей судов добросовестных судовладельцев, которых – большинство. А недобросовестных, в основном это мелкие судовладельцы, равные условия по выполнению требований безопасности судоходства заставят изменить свое отношение к безопасной эксплуатации судов.

              И в этом, в Ленском  бассейне ВВП, мы совместно работаем с Ространснадзором, объединяя усилия для обеспечения порядка на реке. Не исключаю, что нерадивые судовладельцы попадут в так называемый «черный» список, объективно «засветив» свои суда в электронной базе данных по бассейну КИИС «МоРе» ( комплексная интегрированная  информационная система «МоРе», которая несет в  себе всю необходимую информацию по судну, в первую очередь – данные классификационного общества ( например Российского Речного Регистра ( РРР ). Не пройденное ежегодное освидетельствование сигнализирует о необходимости инспектирования в первую очередь. 

                Ведение этой системы возложено Росморречфлотом на информационно-координационный центр государственного портового контроля ФГУП «Морсвязьспутник». Периодичность проверок судна (плавучего объекта) устанавливается на основании оценок рисков нарушения обязательных требований. 

 Оценки рисков для каждого судна рассчитываются автоматически с учетом  типа судна, его класса ( пассажирское, наливное, сухогрузное, буксирное и др.), возраста, количества нарушений, выявленных при проверках судна, и иных данных.  К судну высокого риска (СВР) относится судно, сумма баллов оценок рисков которого более 50 ( проверка СВР проводится по истечении двух месяцев со дня проведения последней проверки), стандартного риска (ССР) - в пределах от 21 до 50 (проверка ССР проводится по истечении четырех месяцев со дня окончания последней проверки), малого риска (СМР) - менее 20 баллов ( проверка СМР проводится по истечении 12 месяцев со дня окончания проведения последней проверки). Оценки рисков по каждому судну автоматически пересматриваются после внесения инспекторами портового контроля результатов осмотра. Однако в некоторых  случаях проверки судов могут проводиться независимо от рисков - например, после транспортного происшествия с судном, нарушением судном нормативных правовых актов РФ, на основании информаций оператора СУДС, диспетчера, лоцмана,   по запросу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна.                                                                                                                             Доступ в информационную систему персонифицирован, каждый инспектор имеет свой логин и пароль, и видит всю информацию о судне : о нарушениях, результатах проверок судна ГПК, задержаниях судна и пр. На основании имеемой информации капитан бассейна издает приказ о назначении проверки и выписывает плановое задание, копии которых, прибыв на судно инспектор вручает капитану или старпому, предъявляя также свое служебное удостоверение. Проверка начинается с внешнего осмотра судна, далее проверяется наличие судовых документов, дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа, их соответствие требованиям, проверяется устранение на- рушений обязательных требований предыдущих проверок, после чего инспектор делает запись на копии приказа о проведении проверки, врученной капитану или старпому : «Нарушения обязательных требований не обнаружены» или «Обнаружены нарушения обязательных требований, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований»,заверяет  своей подписью и ставит дату проведения проверки судна. В  случае, если инспектор найдет нарушения, он может проверить, знание экипажем своих обязанностей по тревогам, умеение пользоваться аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также проверить исправность навигационного и электрооборудования, механизмов и т. д. При обнаружении серьезных нарушений, влияющих на безопасность плавания: несоответствие численности плавсостава требованию свидетельства о минимальном составе экипажа, превышение габаритов судна над гарантированными габаритами судовых ходов, несоответствие корпуса и надстройки судна техническим требованиям, превышение грузоподъемности или пассажировместимости   и иное), инспектор имеет право временно задержать судно для устранения нарушений обязательных требований на срок до 30 суток. Таков алгоритм, согласно приказов Минтранса РФ, работы инспекции портового контроля Ленского бассейна ВВП.

Итак, на календаре начало ноября, за спиной два месяца новой жизни. Можно подвести короткий итог по созданию и началу работы  службы государственного портового контроля, работа которой организуется капитаном Ленского бассейна ВВП. Служба включает территориальные ин- спекции в  Осетрово ( филиал в Киренске ), Витиме ( филиал в Пеледуе ), Якутске ( от Олекминска до п. Быков Мыс, на реках Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка и Колыма). При выборе места расположения и определения численности  инспекции  учитывались интенсивность движения флота на участках ВВП бассейна, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения осмотров, то есть наличие рейдов, якорных мест, причалов.

Службой государственного портового контроля организовано оперативное взаимодействие со службой  диспетчерского регулирования  движения судов,  службой регистрации судов и прав на них, отделом дипломирования и аттестации, службой связи,  радионавигации и информации.  Штатная  численность  всей службы составит 27 человек, навигацию 2012г. завершили 11 инспекторов, которые прошли обучение на специальных курсах в Новосибирской государственной академии водного транспорта. Учитывая дефицит в регионе квалифицированных кадров в первую очередь на флоте и высокие требования к претендентам на должность инспекторов,   задача по их приему – весьма серьезная, ведь от знаний, опыта и профессиональных навыков инспекторов зависит результат – уровень безопасности в бассейне. Следующий этап отбора и обучение  инспекторов ГПК пройдет в конце февраля – начале марта 2013г. Решаются в процессе приема вопросы по обеспечению инспекторов всем необходимым  для работы – оргтехника, с подключением к сети интернет, спецодежда и пр., включая средства передвижения.

По состоянию на 01 ноября, а навигационная обстановка закрыта 22 октября, инспекцией ГПК Ленского бассейна ВВП проведено – 445 инспекций; из них с замечаниями – 328 ; выявленных замечаний – 671 ; задержанных судов – 32 . Основными причинами задержаний являются :

- отсутствие судовых документов ( ст. 14 КВВТ),  документов РРР , наличие и состояние аварийно-спасательного, противопожарного оборудования  и снабжения, судовой документации, наличие дипломов и квалификационных свидетельств, укомплектованность экипажей согласно свидетельств о минимальном составе, состояние и содержание судовых главных и вспомогательных механизмов.

Выезды инспекторов на реки Алдан, Индигирку и Колыму показали, что передвижные группы работают более эффективно, особенно на малых реках, именно с этого начнем работу СГПК в следующую навигацию.  С учетом заполнения штата службы в зимний период, это должно дать ощутимый результат по картине состояния флота на бассейне в целом, хотя на что судовладельцам обращать внимание уже понятно и сейчас.

Разработка и внедрение Системы управления безопасностью (СУБ) является следующей ступенью , призванной повышать уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях.  Указанные  выше причины задержаний судов предстанут как нарушение эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – несоответствие СУБ.

           В силу этого судовладельцы будут вынуждены уделять больше внимания безопасной  эксплуатации судов, ибо невыполнение требований ст. 34.1 КВВТ  приведет к внеочередному освидетельствованию Компании и, соответственно, повлечет дополнительные расходы, что будет крайне невыгодно.  Сроки начала действия статьи не за горами – 01.01. 2013г.

  Как гласит поговорка : «Дорогу одолеет идущий», поэтому всем работающим на внутренних водных путях  РФ хочу пожелать :

« В ДОБРЫЙ ПУТЬ»,  взяв на вооружение девиз: «SAFETY FIRST» - БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО!  , не постесняюсь повторить это еще раз, вслед за коллегами , тогда и горизонт впереди будет светлее .

 

 

 


29.11.12