Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







На Индигирке началось движение судов Назад

23 сентября в районный центр Аллаиховского улуса Якутии поселок Чокурдах прибыла большая группа специалистов по водным перевозкам во главе с вице-премьером правительства республики Анатолием Скрыбыкиным.

Сразу по прибытии часть делегации с целью оценки оперативной ситуации облетела на вертолете район бара реки Индигирка. В ночь на 23 сентября здесь сгонный юго-восточный ветер сменился на нагонный северо-западный, благодаря чему уровень воды на баре поднялся с 0,9 метра до 1,6 метра. Что в свою очередь позволило открыть проводку судов в устье реки Индигирка.

Но с 28 августа глубины на баре реки Индигирка опустились до уровня одного метра. При таких глубинах даже мелкосидящие суда не могут преодолеть бар. В результате на внешнем баре Индигирки скопилось 18 крупных морских судов с грузом в 14.759 тонн. На подходе еще 10 тысяч тонн груза.

Благодаря смене ветра на нагонный и подъему уровня воды на баре до 160 см., 23 июня удалось произвести распаузку 4 крупных судов на мелкосидящий флот, что дает надежду на то, что весь скопившийся на внешнем баре Индигирки груз будет доставлен до Чокурдаха и Белой Горы.

Как заявил руководитель Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей Павел Снытко, изменения в гидрологическом режиме устья Индигирки привели к резкому увеличению объемов дноуглубительных работ на баре реки Индигирки.

Если в минувшем 2012 году объем переработанного на баре грунта составил 80 тыс. м3, то в текущем 2014 году он уже превысил 500 тыс. м3 грунта. Тем не менее Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей удавалось поддерживать судоходство на баре Индигирки вплоть до28 августа, когда начались интенсивные сгонные ветра.

По словам Павла Снытко, в 2014 году на баре реки Индигирка планируется сделать новую, более короткую прорезь, для чего понадобится переработать порядка 1 млн. м3 грунта. Задача, как полагает Павел Снытко, вполне реалистичная и выполнимая.

А заместитель начальника Управления внутреннего водного транспорта федерального агентства Росморречфлот Игорь Злобин считает, что проблемы на баре Индигирки являются следствием глобальных процессов. Проблемы, как рассказал Игорь Злобин, есть на Печоре, Каме, реке Белой, по всему центру европейской части России и в Сибири. В частности мелководье сейчас наблюдается на Оби и средней части Енисея, а также в верховьях Лены.

Самой сложной проблемой с точки зрения прогнозирования являются баровые участки рек. На Индигирке Росморречфлот полагал, что на ее баровом участке простои техники из-за погодных условий, по ветро-волновому режиму составят порядка 45%.

Но этого запаса оказалось недостаточно. Сегодня на баре Индигирки простои техники из-за ветро-волнового режима и направления ветра, когда начинаются сгонные явления и идет понижение уровня воды, уже составили порядка 60%.

Росморречфлот полагает, что для выправления ситуации необходимо скорейшее восстановление сети гидрологических постов. На сегодняшний день из былого количества работают лишь 70% постов.

Поэтому представители Росморречфлота регулярно поднимают эти вопросы перед Гидрометцентром и Росводресурсами. Не так давно эта тема поднималась и на совещании в Совете Безопасности страны. Как рассказал Игорь Злобин, сейчас структуры Росморречфлота начали создавать свою собственную сеть, в том числе на барах рек Индигирка и Яна. Устройство водомерных постов позволяет Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей отслеживать ситуацию в оперативном режиме.

Однако, считает Игорь Злобин, необходимо решать вопросы прогнозирования на глобальном уровне. Ведь достоверность прогнозов, особенно долгосрочных, сейчас, к сожалению, не превышает 50%.

По этому поводу Игорь Злобин заявил: «Мы не представляем, как пройдет режим похолодания в этом году. Ляжет снег на промерзшую землю, или она будет сухая, или с водой. Какие будут снегозапасы. Как они будут влиять на ситуацию в горных местностях. Все наши равнинные реки в европейской части – дождевого питания. А верховья Лены, Енисея и Оби – это горные системы».

Одной из мер, которые Росморречфлот предпринял для выправления складывающегося положения, стало сотрудничество с Лабораторией гидрологии и эрозии почв МГУ. Федеральное агентство поставило перед учеными очень серьезную задачу – определить необходимые объемы дноуглубительных работ в связи изменением русловых процессов гидрологического режима рек.

Как сказал Игорь Злобин: «В эту навигацию мы начинаем с реки Оби, где сложилась наиболее сложная ситуация. Дальше, постепенно мы займемся всеми реками, в том числе, безусловно, рекой Леной. На Лене работа ведется постоянно, но пока она носит локальный характер. А сейчас ставится задача перевести ее на новый, глобальный уровень».

Говоря о ситуации на баре реки Индигирка, заместитель генерального директора Ленского объединенного речного пароходства Валерий Степанов заявил, что сегодня речниками делается все возможное для того, чтобы обеспечить население трех арктических улусов Якутии жизненно необходимым запасом топливно-энергетических ресурсов.

И это действительно так. Требуется немалое личное мужество, чтобы при ветре до 20 м/сек и высоте волны до 1,5 метров заниматься проводкой и распаузкой судов в открытом море, сообщает управление по работе со СМИ администрации президента и правительства РС (Я).

 



24.09.13