Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







Северный завоз на Индигирку. Не могу молчать… Назад

Сложнейшая ситуация сложившаяся с северным завозом грузов на Индигирку в навигацию 2013 года обратила на себя внимание не только жителей отдаленных районов нашей Республики, но получила широкое освещение как в республиканских так и федеральных средствах массовой информации.

Как это часто бывает, СМИ доводят до сведения своих читателей либо зрителей лишь ограниченный информационный поток, а также умалчивают о таких нюансах которые имеют важнейшее значение, но свидетельствуют об ошибках тех, кому они симпатизируют. Ситуация с завозом на Индигирку в этом году не стала исключением.

Несмотря на значимость и важность «Северного завоза», лица обеспечивающие выполнение поставленной задачи, продолжали до последнего надеяться исключительно на удачу и с упорством достойным лучшего применения игнорировали рекомендации по его выполнению, и как видно не извлекли уроки из опыта прошлых навигаций.

В своих же неудачах продолжают винить исключительно других, не имея смелости признать собственные ошибки.

Профессиональные ошибки менеджмента крупнейшего грузоперевозчика Республики Саха (Якутия), вынуждают руководителя и иных должностных лиц ОАО «ЛОРП» в своих выступлениях допускать популистские высказывания, а к фразам о самоотверженном труде речников примешивать нерадивую работу путейцев. В массовом сознании людей закрепилось то, что дноуглубительные работы на баре Индигирки не проводились не только в этом, но и предыдущих годах.

Долгие годы работы в сфере путевых работ и знание «кухни» изнутри вынуждают встать на защиту сотен тех, кто приложил все силы для обеспечения судоходства и обратится к неопровержимым фактам.

Анализ гидрологического состояния р. Индигирка в прошлые годы, вынудил руководство Администрации Ленского бассейна по окончании навигации 2012 года поставить на зимний отстой земснаряд Индигирка в поселке Белая Гора, для того, чтобы с начала арктической навигации приступить к работе на прорези. В сложнейших условиях в зимний период 2012-2013 года был проведен ремонт землесоса, и 27 июня текущего года земснарядом, носящим одноименное название с рекой начались работы на баре. Причем работы, по дноуглублению начались на 5 дней ранее намеченного срока и продолжались 66 суток вместо 36 запланированных. Падение уровня воды на баре под действием сгонных ветров позволили выполнить план на 86,7% и для дальнейшей работы с бара р. Яна был направлен з/с «Ленский -1021». Тот самый земснаряд, который технически безграмотные журналисты обозвали «черпаком». Для сведения: з/с «Ленский -1021» это единственный землесос с механическим разрыхрытелем фрезой способный работать на тяжелых грунтах, таких как на баре реки Индигирка. Специально для работы на барах Яны и Индигирки этот дноуглубительный снаряд был в 2011 году восстановлен можно сказать из груды металлолома.

С 5 по 10 сентября з/с Ленский-1021 вместе с морским буксиром «Капитан Бородкин» принадлежащим ОАО «ЛОРП» стояли в ожидании благоприятного ветро-волнового режима на трассе перехода, и только 13 сентября буксировщик доставил земснаряд на бар р. Индигирка. В период с 13.09 по 20.09 ветры восточного направления с силой от 12-17 м/сек и высотой волны до 3 м не позволили производить дноуглубительные работы. И только после 21 сентября, с уменьшением высоты волны земснаряд приступил к работе.

Все необходимые документы о подготовке к выполнению и непосредственном выполнении дноуглубительных работ на баре р. Индигирка были предоставлены как Прокуратуру РС(Я) так и Якутскую транспортную прокуратуру.

Нельзя умолчать о том, что обладая накопленным опытом и многолетней информацией о гидрологическом состоянии бара реки Индигирка, Администрация Ленского бассейна неоднократно: и в ходе заседания Общественного совета Ленского бассейна который проходил в марте 2013 года с участием представителей Министерства транспорта РС(Я), крупнейших судовладельцев Республики Саха (Якутия), руководителей государственных органов, и на совещаниях в Правительстве РС(Я) рекомендовало организаторам и ответственным за «северный завоз» структурам более тщательно подойти к планированию этого ответственного мероприятия.

Рекомендовало, учитывая крайнюю важность доставки ресурсов в северные регионы Якутии, учесть многовариантность поставленной задачи. И самое главное, указывало на необходимость организации отгрузки и доставки грузов направлением на р. Индигирку в начальный период навигации, т.е. в августе 2013 года.

Однако, неспособность или нежелание слышать, привело в настоящее время к тому, что из запланированных 49 тысяч тонн груза на Индигирку завезено всего 30,6 тысяч.

А ведь этого можно было избежать. Достаточно ознакомится с динамикой подачи флота для распаузки на баре р. Индигирка. В августе в период с 5-го по 28 число на баре р.Индигирка находилось более 32 тыс.тн. груза, но несмотря на наличие гарантированных и достаточных для выгрузки глубин, было выгружено только около 5 тыс.тн. Остальной тоннаж был переадресован. И не по причине отсутствия габаритов судового хода как утверждает пресс-служба ОАО «ЛОРП» в статье от 27.09.13г. на информационном портале Sakhalife. Как раз габариты пути на Индигирке благодаря проведенным дноуглубительным работам позволяли проходить груженым судам вплоть до 27 августа.

Дело в том, что при отсутствии нормального планирования, суда пришли с моря на бар Индигирки, не учитывая то, что необходимый флот, который должен был принять на себя этот груз в это время находился за 1000 км. – в Моме. В итоге груз не завезен, поселки под угрозой замерзания, в магазинах пустые прилавки, а предприниматели под угрозой банкротства.

Возникают вопросы: - почему нельзя было завести грузы на Мому до августа, и зачем весь флот с моря шел на бар Индигирки? Они что, не знали, что их некому выгружать? Как всегда понадеялись на авось. А сейчас истерика…

Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с завозом в Абыйском и Аллайховском районах Республики Саха (Якутия) свидетельствуют обращения ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)» датированные августом 2013 года в адрес руководства ОАО «ЛОРП. В своих письмах, ГУП «ЖКХ РС(Я)» неоднократно указывало на ненадлежащую подачу флота под загрузку нефтепродуктами и каменным углем, обращало внимание на отсутствие графиков подачи флота и предлагало вместо одного судна задействованного на перевалки сырой нефти в пос. Белая Гора привлечь дополнительно судно СПН- 715. Обращалось ли ГУП «ЖКХ РС(Я)» в Правительство и Минтранс РС(Я) с целью повлиять на данную ситуацию нам неизвестно.

Отсутствие элементарных расчетов и стратегии в планомерном выполнении программы по Северному завозу грузов на Индигирку, привело к параличу и возникновению Чрезвычайной ситуации.

Повторится ли подобная ситуация на следующий год? Посмотрим…

 

Владимир Броницкий, главный инженер ФБУ Администрация Ленского бассейна».


14.10.13