Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







Ежедневный мониторинг СМИ. 23 апреля 2014 Назад

 

РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ; 22.04.2014; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ДО 1 ИЮЛЯ ОПРЕДЕЛИТ ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

Правительство РФ должно до 1 июля 2014г. определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, предусмотрев завершение реализации проекта в 2018г. Такое поручение кабинету министров дал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля.

Также правительству поручено разработать и утвердить план развития автодорожной сети Крымского федерального округа на долгосрочную перспективу, обратив особое внимание на необходимость реализации в первоочередном порядке проектов строительства обхода г.Симферополя и транспортной развязки на данном обходе, обхода г.Севастополя, транспортного перехода через Керченский пролив, автодороги от г.Керчи до г.Симферополя. Помимо этого поручено предусмотреть в разрабатываемой федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020г.» источники и объемы финансирования, а также сроки реализации планируемых мероприятий.

Ранее сообщалось, что на совещании с членами правительства 19 марта 2014г. Путин поставил перед Министерством транспорта задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. Министр транспорта Максим Соколов, присутствовавший на совещании, уточнил, что будет рассмотрен также вариант строительства тоннеля под Керченским проливом.

ГУДОК; 23.04.2014; КУРС НА СНИЖЕНИЕ

ОАО «РЖД» предлагает комплекс мер по сокращению издержек в отрасли

На конференции «Выработка комплекса мер, обеспечивающих повышение производительности труда и снижение издержек, а также мониторинга инвестиционных проектов в транспортном комплексе» помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил необходимость увязывать развитие транспортной отрасли с перспективами развития промышленности.

«Транспортная отрасль – одна из отстающих по степени износа основных фондов. Потому что все отрасли промышленности стали полностью частными и сегодня работают в интересах частных компаний, а транспортная отрасль функционирует как услуга. Надо рассмотреть, какие есть подходы и доступ к проектам транспортных услуг, а также кто может исполнять эти обязательства перед населением», – сказал Игорь Левитин.

Он полагает, что для реализации большинства инфраструктурных проектов необходимо выносить вопрос эффективности в них производительности труда.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в свою очередь напомнил, что в последнее время появились решения о господдержке проектов по модернизации БАМа, расшивке транспортной системы и созданию транспортных коридоров. Кроме того, топ-менеджер полагает, что в связи с новой геополитической ситуацией и расширением границ России в ближайшее время должна быть разработана транспортная стратегия развития Крыма и Севастополя.

«Железные дороги провели ряд глубоких макроэкономических исследований в транспортной сети, первыми в России использовали влияние сырьевого баланса на отрасль, рассчитали показатели развития железнодорожной инфраструктуры в сравнении с развитием смежных отраслей. Это говорит о большой легитимности положения государственной компании», – отметил Александр Мишарин.

Также он сообщил о проблемах, которые существуют в отрасли, и представил меры для их решения. По его словам, продолжает снижаться производительность парка грузовых вагонов: как за счёт их избытка, так и из-за введения технологий, возникших в результате новой структуры рынка. Так, ежесуточно простаивают до 260 тыс. вагонов (из 1,010 млн тыс. единиц подвижного состава на сети российских железных дорог). При этом в порожнем состоянии на сети ходит порядка 700 тыс. вагонов.

Александр Мишарин отметил, что с появлением частных операторов изменился сам принцип управления вагонами. В результате этого снизились скорость доставки грузов (почти на 20%) и общая пропускная способность сети. К тому же в 10 раз возросли затраты на маневровую работу станций. Годовые потери участников рынка оцениваются на сумму порядка 70 млрд руб. Практика показала, что одним из наиболее конструктивных решений этой проблемы является создание консолидированного парка грузовых вагонов между перевозчиком и собственником вагонов. Работа по данной схеме уже ведётся между ОАО «РЖД» и ОАО «ФГК».

Первый вице-президент ОАО «РЖД» полагает, что эта технология может привести к увеличению скорости доставки грузов. Компания предлагает всем участникам рынка присоединиться к соглашению по консолидированному управлению вагонным парком.

Кроме того, важным аспектом является взаимодействие инфраструктуры и локомотивной тяги. На сегодняшний день российская железнодорожная инфраструктура является самой загруженной в мире. Интенсивность её использования примерно в два раза выше, чем в США, и в четыре, чем в Европе. По словам Александра Мишарина, разделение инфраструктуры и локомотивной тяги привело бы к убытку до 30% и появлению издержек примерно в 200 млрд руб. в год.

«Между тем мы предлагаем конструктивные механизмы увеличения количества локомотивов. В частности, такой способ увеличения локомотивного парка, как лизинг», – отметил топ-менеджер.

Также принципиальной мерой по снижению издержек и решению проблем сети является разделение грузового и пассажирского движения, добавил он. Специализация заметно высвобождает грузовые линии: один пассажирский поезд снимает в условном графике 5–7 грузовых поездов, что увеличивает издержки. Поэтому ускорению грузопотока и освоению транзитного потенциала страны, кроме прочего, будет способствовать возведение высокоскоростных магистралей.

Значительный импульс развитию транспорта Единого экономического пространства Таможенного союза придало подписание соглашения о создании Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК), также отметил Александр Мишарин. По его словам, за счёт ОТЛК к 2030 году транзитный поток через территорию России должен достигнуть 81 млн тонн, из которых контейнерные перевозки составят 1,5–2 млн тонн.

Как отметил руководитель президиума общественного экспертного совета общественного движения «Народный фронт «За Россию», президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, очень важным аспектом стало то, что правительством одобрена транспортная стратегия РФ. Но в ней, по его словам, нет реальных механизмов, которые бы позволили достичь тех результатов, которые заложены в документе. Виталий Ефимов пообещал, что все представленные на конференции предложения по снижению издержек в транспортной отрасли будут представлены в правительство.

РИА НОВОСТИ; 22.04.2014; БИЛЕТ «АЭРОФЛОТА» МОСКВА-СИМФЕРОПОЛЬ-МОСКВА ЛЕТОМ БУДЕТ СТОИТЬ 7,5 ТЫС РУБ

Меняется формулировка заголовка, добавлен контекст (после третьего абзаца).

Президент РФ Владимир Путин поручил Минтрансу совместно с Минэкономразвития обеспечить установление «Аэрофлотом» > специального тарифа в летний туристический сезон 2014 года для перелетов из Москвы в Симферополь и в обратном направлении на все места в «эконом-классе» в размере 7,5 тысяч рублей, следует из текста поручения президента, опубликованного на сайте Кремля.

Все необходимые документы правительство должно будет подготовить до 1 мая этого года.

В начале апреля «Аэрофлот» объявил о начале широкомасштабной программы полетов в Крым. Планируется не только снизить стоимость билетов, но и увеличивать число рейсов из других городов России. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев ранее заявил, что с апреля сама авиакомпания, без учета «дочек», увеличит число рейсов в Симферополь до четырех в неделю, с мая – до шести раз в сутки, с июня – до восьми раз в сутки.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович 14 апреля заявлял, что механизм субсидирования авиаперевозок в Крым должен заработать к лету. Программа субсидирования включает перелеты в Симферополь из Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Кемерово, Кирова, Красноярска, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Сургута, Томска, Тюмени, Уфы и Челябинска.

Как ожидается, перелет из Нижнего Новгорода и Самары будет стоить пассажиру 2 тысячи рублей, из Казани – 2,2 тысячи, из Кирова и Уфы – 2,5 тысячи, из Архангельска, Екатеринбурга и Челябинска – 3 тысячи, из Тюмени – 3,4 тысячи, из Сургута – 4,2 тысячи, из Нижневартовска – 4,4 тысячи, из Новосибирска – 4,8 тысячи, из Кемерово и Томска – 5 тысяч, из Красноярска – 5,6 тысячи, из Иркутска – 6,8 тысячи. Такие же суммы получит авиакомпания от государства.

Министр транспорта Максим Соколов рассказывал журналистам, что аэропорт Симферополя планируется включить в три основные российские программы субсидирования авиаперевозок, за счет чего пассажиропоток в Крым может вырасти до 680-700 тысяч человек.

РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ; 22.04.2014; КАБМИН ОПРЕДЕЛИТ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КЕРЧЕНСКОГО МОСТА ДО ИЮЛЯ

Правительство РФ должно до 1 июля 2014г. определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, предусмотрев завершение реализации проекта в 2018г. Такое поручение кабинету министров дал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля.

Также правительству поручено разработать и утвердить план развития автодорожной сети Крымского федерального округа на долгосрочную перспективу, обратив особое внимание на необходимость реализации в первоочередном порядке проектов строительства обхода г.Симферополя и транспортной развязки на данном обходе, обхода г.Севастополя, транспортного перехода через Керченский пролив, автодороги от г.Керчи до г.Симферополя. Помимо этого поручено предусмотреть в разрабатываемой федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020г.» источники и объемы финансирования, а также сроки реализации планируемых мероприятий.

Ранее сообщалось, что на совещании с членами правительства 19 марта 2014г. Путин поставил перед Министерством транспорта задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. Министр транспорта Максим Соколов, присутствовавший на совещании, уточнил, что будет рассмотрен также вариант строительства тоннеля под Керченским проливом.

ИНТЕРФАКС; 22.04.2014; МЕДВЕДЕВ В МАГАДАНЕ ПРОВЕДЕТ СОВЕЩАНИЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет совещание о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса России, посетит Магаданский морской порт, а также осмотрит Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

В мероприятиях примут участие заместители вице-премьеры Аркадий Дворкович и Юрий Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр сельского хозяйства Николай Федоров, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, министр транспорта Максим Соколов, руководители ведомств, главы регионов, представители профильных ассоциаций, рыбопромышленники.

Как сообщалось ранее, на программу развития рыбохозяйственного комплекса России в ближайшие восемь лет будет выделено более 83 млрд рублей.

«На реализацию мероприятий госпрограммы предусмотрено выделить за восемь лет (2013-2020 гг.) 83,2 млрд рублей за счет средств федерального бюджета», – говорится в материалах к совещанию о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса России, которое пройдет в Магадане.

В частности, предполагается разрешить нерешенные проблемы, которые стоят перед комплексом в настоящее время.

Одна из таких проблем, отмечается в документах, – значительный физический износ основных производственных фондов. «Большая часть гидротехнических сооружений морских рыбных терминалов построена в 50-60-е года прошлого века и имеет значительную изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить их безопасную эксплуатацию», – говорится в материалах.

Организаторы совещания отмечают, что существенные проблемы наблюдается на рыбопромысловом флоте. По состоянию на 1 января 2014 года из 2300 судов различного назначения более 85% эксплуатируются с превышением нормативных сроков, что ведет к снижению эффективности работы флота, росту затрат на выпуск продукции и снижению безопасности мореплавания.

Кроме того, необходимо снизить административные барьеры при доставке водных биоресурсов на российский берег. «До настоящего времени законодательно не урегулирован вопрос транзитного прохода из исключительной экономической зоны РФ через территориальное море Российской Федерации рыбопромысловых судов, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, многократное пересечение госграницы судами, работающими в прибрежной зоне, а также научно-исследовательскими судами», – говорится в материалах.

Много проблем возникает при поставках на внутренний рынок уловов водных биоресурсов и продукции из них, связанных с оформлением ветеринарных сертификатов.

Кроме того, отмечается, что потенциал дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса и наращивание объемов рыбной продукции может быть обеспечен за счет развития аквакультуры (товарного рыбоводства). «На данный момент Россия производит 3,2% товарной аквакультуры от суммарного объема вылова и продолжает существенно отставать от мирового уровня по этому показателю», – отмечается в материалах.

Среди проблем на совещании планируется обсудить деятельность юридических лиц, планирующих осуществлять хозяйственную деятельность в этой сфере. «В настоящее время большинство юрлиц, планирующих осуществление хозяйственной или иной деятельности, не имеет собственных производственных мощностей, не обладает необходимыми для проведения искусственного воспроизводства водных биоресурсов знаниями и не имеет возможности осуществлять самостоятельно меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», – отмечают организаторы.

ВЕДОМОСТИ; 23.04.2014; ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧАСТИЧНО ПЛАТНОЙ ДОРОГУ В «ДОМОДЕДОВО»

Чтобы найти средства на реконструкцию автодороги в аэропорт «Домодедово», правительство может сделать ее частично платной. Как это осуществить, чиновникам пока непонятно Водителям может быть предложена платная альтернатива проезда к «Домодедово».

Минтрансу и госкомпании «Автодор» поручено разработать вариант эксплуатации федеральной дороги А105 от Москвы до аэропорта «Домодедово» на платной основе, сообщил представитель Минтранса. Такое поручение дано по итогам совещания о развитии Московского авиаузла (МАУ) у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Это не означает, что дорога обязательно станет платной, подчеркивает представитель секретариата Шувалова: нужно проработать различные варианты. Согласно протоколу совещания «Автодору» поручено «представить обоснование» введения платы с учетом наличия бесплатной альтернативы, уточняет человек, знакомый с документом, срок – 30 апреля.

Реконструкция дороги А105 – часть проекта развития МАУ. Это ответвление трассы М4 «Дон» до «Домодедово» протяженностью 20,5 км и шириной в четыре полосы (по две в каждую сторону). С учетом роста пассажиропотока потребуется расширить пропускную способность подъездной дороги. Росавтодор уже оценил затраты: на реконструкцию с увеличением количества полос и строительством новых развязок потребуется 19,7 млрд руб., следует из презентации проекта.

Сейчас в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы» до 2020 г. на дорогу заложено лишь 8,4 млрд руб. Росавтодор предлагает привлечь в проект 8,8 млрд руб. частных инвестиций и 7,6 млрд из фонда национального благосостояния (ФНБ). Это не новая заявка на деньги ФНБ – проект МАУ и так в числе претендентов на средства фонда (см. врез), подчеркивает федеральный чиновник, участвующий в подготовке проекта.

В концепции Росавтодора трасса останется бесплатной, а инвестиции будут возвращаться за счет федерального дорожного фонда. Общая сумма платежей за 14 лет составит 38,7 млрд руб. Проблема в том, что средства ФНБ вряд ли будут вкладываться в бесплатные автодороги – нет эффективного механизма возврата, признает чиновник, участвующий в обсуждении. А возврат денег – обязательное условие финансирования из ФНБ. Поэтому и возникла идея сделать дорогу в «Домодедово» хотя бы частично платной, ведь реконструкция все равно необходима, говорит федеральный чиновник.

Этой идее почти 10 лет: еще Михаил Фрадков на посту премьер-министра в ноябре 2004 г. подписал распоряжение о реконструкции дороги А105 и ее эксплуатации на платной основе. Но в 2010 г. то распоряжение было отменено.

Как именно обеспечить платную эксплуатацию на А105, пока не решено – бесплатной альтернативы нет, поэтому вся дорога платной стать не может, говорит человек, близкий к Минтрансу. Есть вариант с платной полосой, такая схема, к примеру, используется в США на широких трассах в 8-10 полос, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Если будет найдено техническое или законодательное решение, такой проект был бы интересен инвесторам благодаря высокому трафику, замечает аналитик БКС Игорь Краевский. Ранее «Домодедово» оценивало интенсивность движения на отдельных участках в 97 000 легковых автомобилей в сутки. Правда, российских операторов платных дорог пока совсем немного, замечает Краевский. Платные трассы уже обслуживают структуры «Мостотреста» и УК «Лидер».

ИТАР-ТАСС; 22.04.2014; С 2017 ГОДА ВСЕ НОВЫЕ МАШИНЫ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПОЛУЧАТ ОБОРУДОВАНИЕ С ПОДДЕРЖКОЙ ИФОРМСИСТЕМЫ ЭРА-ГЛОНАСС

С 1 января 2017 года на все новые транспортные средства, продаваемые в странах Таможенного союза, будет в обязательном порядке устанавливаться оборудование с поддержкой государственной информационной системы Экстренного реагирования при авариях – ЭРА- ГЛОНАСС. Об этом сообщил президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» – НП «ГЛОНАСС» – Александр Гурко в интервью «Российской газете», которое будет опубликовано в среду.

Он уточнил, что «с 1 января 2015 года все транспортные средства в странах Таможенного союза, которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой ЭРА-ГЛОНАСС». «С 1 января 2016 года это требование будет распространено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора», – добавил Гурко.

«Изменения в соответствующий Технический регламент Таможенного союза внесены год назад. В нем сформулированы функциональные требования к устройству или системе «ЭРА-ГЛОНАСС»: поддержка голосовой связи, наличие навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS, модема сотовой связи. Эти требования согласованы со всеми мировыми автопроизводителями. Надо сказать, что автопроизводители активно участвовали в разработке требований ЭРА-ГЛОНАСС начиная еще с 2010 года», – рассказал президент НП «ГЛОНАСС».

Гурко отметил, что в настоящее время завершено создание государственной инфраструктуры системы ЭРА-ГЛОНАСС. «В каждом субъекте России развернуты ее элементы. Система прошла все этапы испытаний и принята государственным заказчиком – Минтрансом России, – уточнил президент НП «ГЛОНАСС». – В этом году начинается ее внедрение. В частности, идет сопряжение с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», с порталом госуслуг, системой обязательного страхования».

Гурко добавил, что эти услуги будут одинаково доступны на всей территории стран Таможенного союза, то есть не только в России, но и в Белоруссии и Казахстане, а также на территории государств Евросоюза. Протоколы работы всех этих государственных систем совместимы.

Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС при ДТП в автоматическом режиме по определенным характерным признакам /срабатывание подушек безопасности, профиль ускорения/ фиксирует аварию, автоматически определяет координаты и время, используя постоянно работающий модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В момент аварии включается модуль, который также автоматически по каналам сотовой связи отправляет координаты и ряд других параметров, в ближайший узел системы ЭРА-ГЛОНАСС. От нее вызов поступает в экстренные оперативные службы: МВД, МЧС, ГИБДД, службу 103. Чтобы исключить ложный сигнал тревоги, вызовы проверяются в фильтрующем контакт-центре ЭРА-ГЛОНАСС.

Предусмотрен и ручной режим работы устройства в автомобиле. Водитель или пассажиры в случае нештатной ситуации на дороге – например, они стали свидетелями ДТП с участием других автомобилей, могут нажать специальную кнопку и по голосовой связи сообщить подробности оператору фильтрующего контакт-центра.

ИТАР-ТАСС; 22.04.2014; РАЗРАБОТЧИК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ В СОЧИ ПЛАНИРУЕТ ОПТИМИЗИРОВАТЬДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОРОДАХ РФ К ЧМ ПО ФУТБОЛУ

ЗАО «Нефтегазоптимизация» /НГО/, занимавшаясяразработкой и внедрением автоматизированной системы управления дорожным движением /АСУДД/ в Сочи, намерена принять участие в конкурсах на автоматизацию дорожного движения в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, где будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018 года. Об этом заявил ИТАР-ТАСС вице-президент НГО по развитию Дмитрий Лихуто в Сочи.

«Мы хотим участвовать в транспортном планировании городов, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу, мы активно работаем на проектом скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург с системой взимания платы, ждем нового конкурса в Москве, в котором также примем участие», – заявил Лихуто. В Калининграде компания уже подала заявку на участие в конкурсе по разработке плана организации городского дорожного движения, подавала заявку на аналогичный конкурс в Екатеринбурге, но проиграла. По словам вице-президента НГО, подобные контракты стоят несколько десятков миллионов рублей, но в дальнейшем в городах, которые примут Чемпионат мира по футболу 2018 года, может возникнуть необходимость в разработке и создании более дорогостоящей АСУДД.

Лихуто также озвучил планы НГО по участию компании в создании системы АСУДД в Дубае /ОАЭ/. Кроме того, по его словам, компания проходит предквалификационный отбор на создание системы АСУДД на кольцевой дороге вокруг Каира /Египет/. Суммы контрактов, выставленных на эти конкурсы пока не уточняются, заявил он. «К нам также проявила интерес одна структура Минтранса Белоруссии, которая занимается автоматизацией дорог, но контракт мы пока не заключили», – отметил вице-президент НГО.

В Сочи НГО уже реализовала несколько контрактов на сумму более чем 1 млрд рублей, компания занималась разработкой комплексной системы организации дорожного движения в Сочи и внедрением АСУДД для управления транспортными потоками во время проведения Олимпиады. «Эта сумма включала в себя все, в том числе установку информационных табло и транспортное планирование», ? добавил Лихуто. Заказчиком выступало АНО «Транспортная дирекция олимпийских игр». В течение месяца контракт должен быть закрыт и НГО должно получить полную сумму средств. «Транспортная дирекция» передаст АСУДД администрации Сочи к июлю 2014 года.

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, контракт на создание АСУДД в городе Сочи был сокращен с 5,8 млрд рублей до 2,5 млрд рублей в связи с исключением из контракта пунктов, касающихся постолимпийского обслуживания построенной АСУДД.

Также компания НГО выступала в качестве подрядчика компании «Мостотрест» при строительстве дублера Курортного проспекта, также внедрив там АСУДД. «Однако из этого контракта мы получили не более 3 проц, потраченных на автоматизацию», - сообщил вице-президент НГО.

РБК DAILY; ЕЛИЗАВЕТА ДОБКИНА; 23.04.2014; УГОЛЬ ПОЕДЕТ ЧЕРЕЗ МУРМАНСК

Инвестор готов вложить в терминал 17,6 млрд. рублей

Конкурент Мурманского порта стоимостью 17,6 млрд. руб. появится на противоположном берегу Кольского залива к 2018 году. Его мощности позволят переваливать до 12% российского экспортного угля.

Губернатор Мурманской области, «Ространсмодернизация» и Морской торговый порт «Лавна» 21 апреля подписали инвестиционное соглашение «О строительстве угольного терминала и железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Об этом вчера сообщило Министерство транспорта.

Предварительное соглашение стороны подписали в 2012 году, его основной идеей была синхронизация строительства угольного терминала на средства частного инвестора и необходимых для его функционирования железнодорожных подходов силами государства. В новом соглашении уточнены перечень задач и сроки их реализации, а также объемы инвестиций в проект, сообщил Минтранс.

Морской торговый порт «Лавна» намерен вложить 17,6 млрд. руб. в строительство угольного терминала мощностью 18 млн. т, а государство – около 62 млрд. руб. в строительство железнодорожной ветки, дноуглубление и другие работы, сказал РБК источник, близкий к порту «Лавна». Терминал и железнодорожная ветка будут строиться одновременно, сдача предполагается в 2018 году.

Сейчас угольный терминал работает в составе Мурманского морского торгового порта на восточном берегу Кольского залива, за 2013 год порт отправил на экспорт 13,1 млн. т угля.

Железнодорожные подходы к новому порту – самая затратная часть комплексного проекта МТУ. На прошлой неделе газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писала, что власти рассматривают возможность сократить бюджетные вложения в проект МТУ на 75% и перекинуть средства на Крым. Однако в самом протоколе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, на который ссылается газета (копия имеется в распоряжении РБК), указано лишь предложение «принять к сведению информацию ОАО «СУЭК» об отсутствии целесообразности реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» в ранее запланированном объеме в связи с изменением мировой конъюнктуры».

СУЭК владеет 49,99% акций Мурманского морского торгового порта.

 

Участники рынка и СМИ связывают инвесторов строящегося порта «Лавна» с компанией «Кузбассразрезуголь», которая в 2013 году экспортировала 25,8 т угля. Совокупный российский экспорт угля вырос в 2013 году на 12,6%, до 143 млн. т.

РИА НОВОСТИ; 22.04.2014; ИНВЕСТОР ПОДПИСАЛ СОГЛАШЕНИЕ С МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ О СОЗДАНИИ УГОЛЬНОГО ТЕРМИНАЛА И Ж/Д 

Мурманская область, ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ФКУ «Ространсмодернизация» подписали инвестиционное соглашение о строительстве угольного терминала и железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива в рамках проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), сообщил Минтранс РФ во вторник.

«В рамках указанного соглашения стороны, а именно правительство Мурманской области, ФКУ «Ространсмодернизация», осуществляющее функции государственного заказчика по проекту, а также частный инвестор – ООО «Морской торговый порт «Лавна», уточнили, с учетом результатов проектно-изыскательских работ, перечень и сроки реализации мероприятий, а также объемы инвестиций в проект, еще раз подтвердив свою заинтересованность в его реализации», – говорится в сообщении Минтранса.

Детали в сообщении не приводятся. Однако источник РИА Новости сообщил, что частный инвестор заявил о планах увеличить объем инвестиций с 14,5 миллиарда рублей до 17 миллиардов рублей.

Мурманский транспортный узел – крупнейший транспортный узел у северных берегов РФ, Мурманский порт – самый северный из незамерзающих портов России. Проект развития МТУ, который реализуется на принципе частно-государственного партнерства, включает строительство ряда терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры и т.д.

ИТАР-ТАСС; 22.04.2014; «ЛАВНА» ПОСТРОИТ В КОЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ УГОЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ И Ж/Д ЛИНИЮ 

ООО «Морской торговый порт «Лавна» (МТП «Лавна») подписала с ФКУ «Ространсмодернизация» и администрацией Мурманской области соглашение о строительстве угольного терминала и железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива, сообщает Минтранс.

Соглашение о строительстве объектов инфраструктуры подписано в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Детали проекта не указываются.

Ранее ИТАР-ТАСС сообщал, что «Роснефть» станет контролирующим акционером Мурманского транспортного узла (МТУ) и сделает там первую базу для реализации шельфовых проектов компании.

Проект МТУ реализуется через ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» (УК МТУ). Сейчас 40% УК МТУ принадлежит ОАО «СУЭК» (через ОАО «Мурманский морской торговый порт»), 25% – ОАО «РЖД», по 15% – у «Росморпорта» и «Роснефти», еще 5% – у правительства Мурманской области.

Как ранее сообщали СМИ, «Роснефть» планирует выкупить доли СУЭК, «Росморпорта» и администрации области. РЖД останутся в проекте. Окончательное решение о планах нефтяной госкомпании увеличить долю в капитале МТУ планировалось принять после того, как будут определены объемы добычи в Карском море. Нефтекомпания планирует разрабатывать эти месторождения вместе с американской ExxonMobil.

ИНТЕРФАКС; 22.04.2014; НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО, УПЛАЧИВАЕМОГО РЕГИОНАМ, ХВАТИТ НА ПРИГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ – РЖД

Сумм, уплачиваемых ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) (РЖД) регионам РФ в виде налога на имущество, хватит на финансирование пригородных ж/д перевозок, считает монополия.

«В 2013 г. сумма платежей составила 27,5 млрд руб., в 2014 г. планируются выплаты в размере 33,8 млрд руб., в 2015 г. – 41,8 млрд руб. Этих средств достаточно для достойной организации перевозок», – заявил вице-президент РЖД Михаил Акулов, слова которого приводятся в сообщении «Российских железных дорог».

Топ-менеджер также назвал «своевременным» акцент правительства на «включение регуляторами инвестиционной компоненты в затраты перевозчика». «Сегодня (она – ИФ) не учитывается при расчете обоснованных затрат», – отметил топ-мееджер. По данным РЖД, в 2016-2020 гг. ожидается выбытие примерно четверти парка пригородных вагонов (более 4 тыс.). Инвестиции, необходимые для закупки такого же числа вагонов монополия оценивает в 117 млрд руб. в ценах 2013 г. Сейчас этот подвижной состав обновляется за счет инвестиционной программы РЖД (за последние 5 лет вложено 100 млрд руб.).

Ранее сообщалось, что правительство РФ рекомендовало регионам использовать для субсидирования пригородных пассажирских ж/д перевозок средства имущественного налога, уплачиваемого владельцем железнодорожных путей общего пользования (почти всеми ими владеют РЖД). Решение было принято по итогам мартовского совещания, которое провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. На нем одобрены принципы, заложенные в проекте федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», а также разработанная министерством экономического развития РФ концепцию таких перевозок и план ее реализации.

Правительство сочло целесообразным перейти к модели формирования регионами долгосрочного транспортного заказа на пригородные ж/д перевозки. При этом в экономически обоснованный уровень тарифа будет закладываться инвестиционная составляющая в рамках утвержденной субъектом РФ программы капитальных вложений перевозчика. Правительство же в этом случае продолжит (в течение периода до 15 лет) выделять «Российским железным дорогам» из федерального бюджета по 25 млрд руб. ежегодно за снижение стоимости инфраструктурных услуг (до 1% от суммы расходов).

В этой связи премьер поручил министерству финансов РФ «обеспечить выделение на долгосрочный период до 15 лет, начиная с 2015 г., средств федерального бюджета на компенсацию затрат РЖД на инфраструктуру, задействованную в пригородных пассажирских перевозках, в объеме 25 млрд руб. ежегодно».

Ранее предполагалось постепенно переложить эту составляющую тарифа на плечи регионов, сократив субсидии до 24,4 млрд руб. в 2014 г. и 5,9 млрд руб. – в 2015 г. (с 2016 г. средств в федеральном бюджете на эти цели не заложено). В остальном взаимоотношения останутся прежними: субъекты РФ должны будут полностью оплачивать локальным перевозчикам экономически обоснованные затраты (в том числе осуществлять дополнительные компенсации при сдерживании стоимости проезда).

Кроме того, концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по ее реализации предполагает обязанность регионов РФ организовывать такие перевозки, но при этом они могут отказаться от железнодорожных услуг в пользу доставки пассажиров другими видами транспорта. При этом для «предсказуемости взаимоотношений» заказчика услуг и ППК предполагается наделить Минтранс полномочиями согласовывать региональные планы транспортного обслуживания и объемы заказа в ж/д сообщении.

В Минфине в этой связи «Интерфаксу» тогда сообщали, что при организации пригородных перевозок планируется рассматривать вопрос об «обеспечении населения альтернативными видами транспорта на соответствующих маршрутах, конкурентоспособность которых выше железнодорожного». Регулирование же тарифов на пригородные пассажирские перевозки в рамках государственного заказа будет осуществляться «в том числе исходя из возможности бюджета региона РФ компенсировать соответствующие выпадающие доходы перевозчика». «Соглашение предполагается заключать между субъектом РФ и перевозчиком соответственно, период, на который будет заключаться это соглашение, также будет определяться ими», – говорил отмечал собеседник агентства в Минфине.

С 2011 г. пригородные ж/д перевозки в России осуществляются по новой схеме: субъекты РФ формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета. Между тем, часть регионов даже с учетом компенсаций не в полном объеме возмещает пригородным компаниям стоимость их услуг, ссылаясь на непрозрачность структуры расходов пригородных пассажирских компаний (ППК), которая не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов.

Из-за «недостатка» компенсаций РЖД ранее заявили, что ППК будут заключать с регионами договоры на местные железнодорожные перевозки в 2014 г. в том объеме и на тот срок, на которые будут хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. «Принятые решения, определившие тарифы на грузовые перевозки на следующий год (правительство заморозило стоимость услуг монополии на 2014 г. – ИФ), вынуждают компанию оптимизировать свои потери в сфере пригородных железнодорожных перевозок», – поясняла компания.

 

ВЕДОМОСТИ; 23.04.2014; ГАЗОВОЗЫ ДЛЯ «ЯМАЛА СПГ» ПОСТРОЯТ «СОВКОМФЛОТ», MITSUI OSK И TEEKAY LNG

«Ямал СПГ» выбрал перевозчиков: это будут российский «Совкомфлот», японская Mitsui и канадская Teekay LNG. Они же построят и газовозы – 16 судов за $5 млрд.

Эта публикация основана на статье «Ямальский газ повезут три пароходства» из газеты «Ведомости» от 23.04.2014, №72 (3576).

Как стало известно «Ведомостям», «Ямал СПГ» сформировал шорт-лист судоходных компаний, которые будут возить сжиженный газ (СПГ) с Южно-Тамбейского месторождения («Ямал СПГ» разрабатывает это месторождение), сообщает человек, близкий к акционерам «Ямала СПГ», и человек, близкий к одному из участников тендера. В список, по их данным, вошли российский «Совкомфлот», японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG. Эти же компании построят и флот для «Ямала СПГ» – 16 судов ледового класса Arc7 (см. инфографику). Общая стоимость контракта с «Ямалом СПГ» на перевозку газа может достичь $5 млрд.

Возможно, все три компании получат право на перевозку СПГ с Южно-Тамбейского месторождения и все три будут строить флот для «Ямала СПГ», говорит человек, близкий к одному из участников тендера. Человек, близкий к акционерам «Ямала СПГ», высказывается определеннее: все три компании будут вовлечены в перевозку СПГ и строительство газовозов.

Контракт на перевозку газа с месторождения должен быть подписан в нынешнем году, надеется человек, близкий к одному из участников тендера. Другой человек, близкий к участнику тендера, знает, что по контракту управлять флотом судоходные компании будут самостоятельно.

В прошлом году «Новатэк», контролирующий акционер «Ямала СПГ», рассматривал идею создать отдельную структуру для управления газовозами, но, видимо, отказался от нее.

Выбирать перевозчика сжиженного газа «Ямал СПГ» начал осенью 2012 г., а в прошлом году компания выбрала верфь, на которой будет построен опытный образец газовоза, – это корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). На ней же будут строить газовозы и победители тендера, сообщил человек, близкий к одному из участников тендера. В 2013 г. «Ямал СПГ» заплатил DSME 1,9 млрд руб. аванса за резервирование производственных мощностей, на которых будут собраны эти 16 газовозов. DSME выбрана потому, что она партнер российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), продолжает человек, близкий к участнику тендера: корейцы поделятся технологиями строительства газовозов с верфью «Звезда» на Дальнем Востоке в бухте Большой Камень.

У всех судоходных компаний, которые вошли в шорт-лист «Ямала СПГ», есть опыт перевозок сжиженного газа: у Mitsui OSK – 18 газовозов, у Teekay LNG – 29 газовозов, у «Совкомфлота» – 9 газовозов. Но только у российского пароходства есть опыт перевозок по Северному морскому пути, но не газа, а других грузов, знает исполнительный директор агентства Portnews Надежда Малышева.

Основной риск проекта «Ямал СПГ» – транспортировка газа по Северному морскому пути, продолжает Малышева, сейчас он судоходен только шесть месяцев в году, а чтобы поставки СПГ с Ямала осуществлялись круглогодично, нужно больше ледоколов. Для круглогодичной навигации по Северному морскому пути Росморпорт планирует к 2016 г. построить три ледокола мощностью 16 МВт и еще один мощностью 25 МВт, а «Атомфлот» – два ледокола мощностью 60 МВт.

Mitsui планировала войти в капитал «Ямала СПГ» вместе с другой японской компанией – Mitsubishi. Они предлагали «Новатэку» купить у него 10% оператора, но вышли из переговоров, об этом стало известно в апреле.

Другая японская компания – JGC вместе с французской Technip Trance в апреле выиграла тендер на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по подготовке и сжижению природного газа мощностью 16,5 млн т в год.

Представитель «Совкомфлота» от комментариев отказался.

Представители Mitsui OSK и Teekay LNG на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Связаться с представителем «Новатэка» вчера не удалось.

 

КОММЕРСАНТЪ; 22.04.2014; ПОЛЕТЫ В КРЫМ ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ НАЛОГА И ПОЛУЧИЛИ ГОССУБСИДИИ 

Ради понижения цен на авиабилеты в Крым государство пошло на беспрецедентную меру: Владимир Путин поручил к 1 июня обнулить НДС для летающих в регион авиакомпаний (после вхождения полуострова в состав России он должен был составить 18%). Нулевой НДС сейчас применяется только при перелетах за рубеж, и Минфин возражал против его применения для Крыма. Но без таких мер выполнить обещание правительства обеспечить транспортную доступность Крыма было бы сложно.

Владимир Путин дал правительству поручение обнулить с 1 июня налог на добавленную стоимость (НДС) для перелетов в Крым из других российских городов. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС в размере 18%. Правительство должно принять соответствующие нормативные правовые акты до 20 мая.

Как Крыму пристегивают крылья

Российские власти должны определиться с новым базовым перевозчиком главного аэропорта Крыма в Симферополе. Среди основных претендентов – Red Wings, до сих пор не восстановившая масштабы бизнеса после катастрофы Ту-204 во Внуково, и «Грозный авиа»

Нулевой НДС станет уже второй льготой для авиаперевозок в Крым: авиакомпании, выполняющие рейсы на полуостров и обратно (за исключением маршрутов с Москвой и Санкт-Петербургом), получат госсубсидии. Они могут составить 50% от стоимости авиаперевозки. В списке субсидируемых маршрутов 16 городов: Архангельск, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Киров, Красноярск, Кемерово, Иркутск, Нижний Новгород, Нижневартовск, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа. Помимо этого Владимир Путин поручил Минтрансу и Минэкономики обеспечить спецтариф для «Аэрофлота» на маршруте Москва–Симферополь в предстоящий туристический сезон. Его итоговый уровень не должен превышать 7,5 тыс. руб. в обоих направлениях с учетом всех такс и сборов. Нормативные документы должны быть подготовлены до 1 мая. Росавиация сообщала, что на программу субсидирования авиаперевозок в Крым в летнем сезоне нужно около 680 млн руб. Государство собирается компенсировать половину стоимости билета, перелет в одну сторону оценивается в 2–7 тыс. руб. в зависимости от расстояния.

Вопрос налогообложения встал после вхождения Крыма в состав России, когда полеты туда стали не международными, а внутренними, а значит, подпали под российскую налоговую систему. И если бы компании должны были платить 18% НДС, цена билетов неминуемо выросла или авиаторы получили бы убыточное направление. Причем в Минфине уверяли, что для отмены НДС по крымским авиамаршрутам «нет никаких оснований». Но глава «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявлял, что даже без НДС цены, предложенные в госпрограмме, не представляются возможными. По расчетам Минэкономики, обнуление НДС снижает цену билета на 5–10%, а бюджет теряет 30 млрд руб. в год.

Помимо воздушных перевозок поручения коснулись и автотрасс. Президент велел разработать и утвердить план развития автодорог в Крыму на долгосрочную перспективу. В первой очереди стоит проект строительства обхода Симферополя и транспортной развязки на этом обходе. Также должен быть построен переход через Керченский пролив и автодорога от Керчи до Симферополя. Строительство моста через Керченский пролив должно завершиться в 2018 году.

Как Европа запретила полеты над полуостровом

Европейские аэронавигационные власти запретили своим перевозчикам летать в Крым. Евроконтроль не признал переход воздушного пространства Крыма к России и деятельность недавно созданной властями региона «Крымаэронавигации» и считает, что за полеты над Крымом вправе отвечать только диспетчеры Украины. 

ВЕДОМОСТИ; 22.04.2014; «АЭРОФЛОТ» ВВЕЛ ЕДИНЫЙ ТАРИФ НА АВИАБИЛЕТЫ В КРЫМ И ОБРАТНО – 7500 РУБЛЕЙ

Авиакомпания «Аэрофлот» со вторника, 22 апреля, вводит единый тариф для авиабилетов экономического класса по направлениям из Москвы в Симферополь и обратно стоимостью 7500 руб., включая таксы и сборы, говорится в сообщении авиаперевозчика.

Стоимость билета в одну сторону составит с таксами и сборами 4000 руб. На период с 1 апреля по 31 мая «Аэрофлот» увеличил частоту полетов из Москвы в Крым до четырех ежедневных рейсов на самолетах Airbus А320/321. С 1 июня компания будет совершать по восемь ежедневных рейсов в Симферополь.

Президент России Владимир Путин ранее поручил Минтрансу совместно с МЭР обеспечить установление спецтарифа в летний туристический сезон 2014 г. для перелетов из Москвы в Симферополь и в обратном направлении на все места в экономклассе в размере 7500 руб. Все необходимые документы правительство должно будет подготовить до 1 мая.

В начале апреля «Аэрофлот» объявил о начале широкомасштабной программы полетов в Крым. Планируется не только снизить стоимость билетов, но и увеличить число рейсов из других городов России.

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ; 22.04.2014; РИСКОВАЯ ЭКОНОМИЯ

Закон о невозвратных билетах вступает в силу 21 июня. С этого дня при покупке авиабилета пассажирам будет предложен выбор из двух тарифов – возвратного и невозвратного. Первый вариант учитывает риски отказа от перелёта – если пассажир сдаёт билет за 24 часа до окончания регистрации на рейс, стоимость перелёта возмещается в полном объёме, если менее чем за сутки, возвращается 75 % от стоимости билета. Это традиционная схема.

Невозвратный тариф дешевле, но, если пассажир отказывается от поездки, цена билета ему не возвращается. В соответствии с законом, исключения составляют только случаи внезапной болезни, смерти пассажира или путешествующего с ним близкого родственника, а также причины, связанные с задержкой отправления самолёта.

Ценовой вопрос

Невозвратные билеты – один из основных принципов политики лоукост-перевозок, и западные авиакомпании пользуются этим правом. Билеты по такому тарифу продают лоукостеры Канады, США, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и других европейских стран.

По оценке специалистов, разница в стоимости обычных и невозвратных билетов может составлять до 20 %, однако такой дисконт вряд ли повысит доступность авиаперелётов. Дело в том, что цена билета определяется целым рядом факторов – появления одних только невозвратных тарифов недостаточно для того, чтобы российские перевозчики смогли конкурировать с иностранными.

«Если кто-то думает, что иностранные авиакомпании имеют преимущества за счёт невозвратных билетов, то они ошибаются. Там просто хорошо отработанные бизнес-процессы, чёткие схемы использования авиационной техники. Например, когда немецкий лоукостер начал летать во «Внуково», он чётко заключил договор – пребывание машины на земле 32 минуты. У нас почему-то подавляющее число людей думает, что лоукостер – это плотная посадка, ноги к подбородку, отсутствие питания и багажа. На самом деле в основе экономики любого лоукостера лежит высокая интенсивность эксплуатации самолёта», – объясняет авиаэксперт, аналитик ИХ «Финам» Алексей Захаров.

Ещё одна немаловажная причина для низких цен авиабилетов – это стоимость керосина. Сегодня перевозчики жалуются, что цены на авиационное топливо растут быстрыми темпами. Даже глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев признаётся, что не может ничего сделать с нефтяным лобби. Тарифы на перелёт смогут подешеветь, когда цены на топливо будут урегулированы.

Кроме того, залогом успеха недорогих авиаперевозок являются преференции для бюджетных перевозчиков или специализированные аэропорты, где действуют низкие сборы. Московские аэродромы забиты достаточно плотно – по прогнозам Минтранса, к 2030 году пассажиропоток через Московский авиационный узел вырастет практически в три раза – с сегодняшних 64 миллионов до 180 миллионов человек. «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» уже сейчас не могут делать поблажки дискаунтерам, в противном случае обилие лоукостеров привело бы к транспортному коллапсу. Нет в столичном регионе и аэропорта, предназначенного для лоукостеров. Правда, в планах Минтранса создание ещё одной точки, где и будут развиваться дискаунт-перевозки. Однако строительство нового аэродрома займёт не один год.

По мнению Захарова, при ценах на перелёт российских перевозчиков скидка в виде невозвратных билетов незначительна, поскольку существует большой риск потери денег. Чтобы пассажир развернулся в сторону такого тарифа, перевозки должны быть действительно дешёвыми, чтобы клиент мог без особых потерь отказаться от перелёта. Предположим, невозвратный билет стоит 100 долларов, этими деньгами можно пожертвовать, если возникнет форс-мажорная ситуация и пассажир не сможет совершить полёт. Но если перелёт по невозвратному тарифу будет стоить 10 тысяч рублей, а по обычному – 12 , пассажир предпочтёт переплатить 2 тысячи, но перестраховаться, уверен эксперт.

ВЗГЛЯД; 22.04.2014; ЭКОНОМИКА: ПОЛЕТЫ В КРЫМ ИЗ МАТЕРИКОВОЙ РОССИИ СТАНОВЯТСЯ ДОСТУПНЫМИ

Российские авиакомпании, летающие в Крым, получат от государства все возможные преференции, чтобы билеты стали максимально дешевыми. Авиаперелеты освободят от НДС, выделят субсидии, а «Аэрофлот» обяжут продавать билеты в Симферополь не дороже 7,5 тыс. рублей в обе стороны. Туристический рынок Крыма в этом году надеется только на россиян.

Авиаперелеты в Крым освободят от налога на добавленную стоимость (НДС) с 1 июня. Такое поручение дал президент Владимир Путин. Нормативно-правовые акты должны принять до 20 мая. Это кажется немного несправедливым, потому что внутренние авиаперевозки в остальной России по-прежнему облагаются НДС в размере 18%. Причем попытки освободить от этого налога российские авиакомпании предпринимались неоднократно в последние четыре года, но всегда безуспешно.

«Стоимость авиабилета в 7,5 тыс. рублей из Москвы в Симферополь и обратно – это хорошая цена»Авиакомпании просили отменить для себя НДС, чтобы уравнять свои позиции с иностранными авиакомпаниями, которые не платят этот налог внутри России, ссылаясь на соглашение о воздушном сообщении.

Однако НДС – это федеральный налог, и государство не может отказаться от столь важных поступлений в бюджет. Сейчас, в условиях острой нехватки средств и замедления темпов роста российской экономики, это тем более невозможно. В прошлом году и так отмечалось снижение объемов поступлений в бюджет в виде НДС.

«Кроме того, отмена НДС – это фактически субсидирование отрасли, а авиаперевозки в последние годы развиваются вполне успешно», – считает Дмитрий Баранов. Государство пытается помочь авиакомпаниям и населению другими методами. В частности, субсидируя региональные и местные перевозки в десятках городах, в том числе на Дальнем Востоке, Поволжье и в Калининградской области. С другой стороны, государство субсидирует покупку авиакомпаниями самолетов.

Конечно, российский бюджет переживет, если освободит от уплаты этого налога российские авиакомпании. Однако такой прецедент может аукнуться куда большими потерями. Следом за авиацией отменить НДС вполне обоснованно может потребовать и железная дорога, и морские, речные перевозчики и т. д. «НДС есть во всех прочих отраслях, и выделять одну отрасль не очень справедливо», – говорит Баранов.

Следуя такой же логике, есть риск, что вслед за Крымом другие регионы тоже потребуют для своих авиаперевозок отмены НДС. Однако здесь опасения менее обоснованны, потому что Крым и Севастополь – это новые субъекты РФ, которые находятся на особом положении в силу понятных обстоятельств. Это приемный ребенок, который в первое время требует больше тепла и заботы, чем собственный.

Поэтому вопрос равноправия Крыма с другими регионами сейчас вряд ли будет подниматься. Полуостров оказался в некой изоляции от другого мира, и Россия стремится ее разорвать. Один из способов – удержать туристический поток в Крым в этот летний сезон, когда многие украинцы, скорее всего, откажутся провести время на побережье Ялты или Алушты.

Так, в 2012 году Крым посетило почти 6,1 млн человек, в 2013 году – 5,9 млн человек. При этом основной поток туристов формировали граждане Украины – около 66% всех въезжающих. Впрочем, за последние пять лет число отдыхающих из России увеличилось вдвое, до 1,5 млн человек, почти треть туристов – из России. И по 4% – это туристы из Белоруссии и из стран вне СНГ. Таким образом, чтобы спасти туристический сезон, в Крым должно теперь поехать в четыре раза больше россиян, чем ранее. При должных инвестициях в инфраструктуру и дальнейшей поддержке Крыма полуостров может вернуться и к реалиям советских времен, когда крымские курорты принимали более 8 млн человек, причем более 2 млн – в организованном секторе (то есть в гостиницах и санаториях).

Недорогие авиаперелеты в Симферополь из Москвы – это один из главных способов помочь туристическому сектору и смежным с ним отраслям. Это помощь самим крымчанам, ведь пока отдых дикарем на крымском побережье превалирует над организованным.

В любом случае только отмена НДС не позволит существенно снизить стоимость авиабилетов, которая может достигать 20 тыс. рублей за полет из Москвы в Симферополь туда и обратно в пиковые периоды спроса.

«Отмена 18% НДС не означает снижения стоимости билетов на эти же 18%. Если отменить НДС, то экономия может составить порядка 6-7% от стоимости авиабилетов. Билеты подешевеют максимум на 7,5%», – говорит газете ВЗГЛЯД редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. К оплате авиакомпаниям назначается сумма налога с вычетом НДС, который заплатили поставщики, например, того же топлива. Поэтому даже при отмене НДС перевозчики все равно продолжат покупать товары и услуги с уже включенными налогами, поясняет эксперт.

Более того, при невысокой марже авиакомпании могут и вовсе не снизить цены на билеты из-за отмены этого налога. Авиаперевозки на полуостров вряд ли будут давать большой оборот авиакомпаниям, поэтому отмена НДС не сделает большой погоды, считает Гусаров.

Туда и обратно за 7,5 тыс. рублей

Однако у России есть еще несколько козырей в рукаве. Отмена НДС – это лишь один шаг. Владимир Путин также поручил обеспечить госсубсидиями авиакомпании, которые выполняют авиаперевозки в Крым и в обратном направлении (за исключением маршрутов в сообщении с Москвой и Санкт-Петербургом).

Ранее Росавиация сообщала, что размер субсидий будет составлять 50% от стоимости авиаперевозки. Всего в списке субсидируемых маршрутов сейчас 16 городов, теперь к ним добавится еще и Симферополь.

Также глава государства поручил Минтрансу РФ совместно с Минэкономразвития РФ обеспечить специальный тариф Москва – Симферополь на рейсах «Аэрофлота» на период приближающегося туристического сезона. Стоимость билета из Москвы в Симферополь туда и обратно не должна превышать 7,5 тыс. рублей. Нормативный правовой акт примут до 1 мая.

Это более правильные меры, которые окажут реальный эффект и простимулируют рост потока отдыхающих из материковой части России на Крымский полуостров. Пока не ясно, какая схема субсидирования авиаперевозок будет принята по Крыму. В разных регионах РФ субсидируются разные категории граждан. На Дальнем Востоке, например, государство субсидирует перелеты молодых людей и пенсионеров. Однако в Поволжье местные авиаперевозки субсидируются для всех граждан вне зависимости от возраста.

«Что касается Крыма, то сначала следует субсидировать не пассажиров, а назначить субсидии на каждый рейс, чтобы авиакомпании могли гарантированно летать не в убыток себе. Это особенно важно на первом этапе, а потом уже можно будет перейти к субсидированию отдельно каждого пассажира. А по мере развития спроса масштаб субсидирования можно будет снижать», – считает Роман Гусаров.

Стоимость авиабилета в 7,5 тыс. рублей из Москвы в Симферополь и обратно – это хорошая цена. «Мы считали, что на среднем самолете перелет на расстояние в 1000 км (чуть более часа полета при скорости 850 км/ч) не может стоить меньше 100 долларов (3600 рублей), то есть туда-обратно – 200 долларов (7,2 тыс. рублей)», – говорит Роман Гусаров. Расстояние полета от Москвы до Симферополя составляет 1225 км. «Поэтому 7,5 тыс. рублей – это самый минимум, по которому возможна организация перелета на такую дистанцию с нулевой прибылью», – отмечает эксперт.

Между тем из Москвы в Сочи (примерно такое же расстояние, как до Симферополя) на прошлых выходных можно было улететь за 6 тыс. рублей туда и обратно. «Однако это специальный тариф, с помощью которого авиакомпания привлекает малобюджтеных пассажиров, которые поехали бы в Сочи железной дорогой, а так – смогли полететь и дозагрузить самолет пассажирами», – объясняет Гусаров.

Из Москвы в Санкт-Петербург можно улететь вообще за 4 тыс. рублей. Такие билеты сейчас, например, предлагает авиакомпания Utair. Однако маршрут между двумя столицами – «золотой». Это направление всегда востребовано, спрос постоянно высокий, и между авиакомпаниями идет настоящая борьба за переманивание пассажиров. Поэтому убытки от специально низких билетов перевозчики компенсируют высоким спросом, большим оборотом пассажиров.

Количество билетов по специальным акциям ограничено, предлагаются они, как правило, в периоды низкого спроса, убытки от них покрываются благодаря продаже остальной части билетов на рейс по более высоким тарифам. «Аэрофлот» же сможет гарантировать цену на билет в 7,5 тыс. в Симферополь для всех пассажиров на борту и в самый пиковый летний сезон. Между тем в Севастополь сейчас летают только украинские авиакомпании, в частности Днеправиа, причем с пересадк


24.04.14