Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

Декабрь Январь 2018 Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031







Путейцы в Якутии в боевой готовности перед навигацией, но иллюзий не строят Назад

Главный инженер ФГУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Андрей Сахаров – настоящий речной волк. Ходил капитаном на Лене и Колыме, реки Якутии знает, как свои пять пальцев. Да ведь иные и не работают в этой серьезной организации. Все профи – иначе на сложных северных реках нельзя.

 Андрей Иванович, нынче навигация на Лене началась при малой воде, природа может оказаться скупой и на летние дожди. С каким настроем путейцы начинают навигацию-2016?

 – Действительно, про прогнозу ЯУГМС, июль ожидается засушливым в центральных районах Якутии и на части территории Иркутской области. Это значит, что уменьшится поступление воды в Лену с Олекмы, Витима и других притоков, вследствие чего у путейцев возрастет объем дноуглубительных работ, особенно в верховьях, где немало лимитирующих перекатов (поперечные смещающиеся отмели в месте быстрого течения реки. – Ред.), сложности будут в работе и у обстановочных бригад, которые обслуживают свои участки (выставляют знаки плавучей обстановки, судоходной береговой обстановки и др.) Но мы к подобному привыкли, особых иллюзий не строим.

Какие конкретные задачи стоят перед путейцами в нынешний сезон?

– Как только реки очистятся ото льда, путейские бригады начнут выставление весенней плавучей обстановки а также восстановление и ремонт береговых знаков, пострадавших от ледохода. По мере снижения уровней воды в реке будет выставляться меженная плавучая обстановка. В течение всей навигации обстановочные бригады будут проводить мониторинг габаритов судовых ходов и, в случае необходимости, корректировку как самого судового хода, так и схему его ограждения.

В навигацию-2016 планируется обслуживание 10 953 км водных путей, в том числе 9 147 км с гарантированными габаритами , 1 806 км – без гарантированных габаритов. На реки выйдут 73 путейские бригады, начнет работу один семафорный пост (в районе Ленских Щек), также на обслуживании судоходной обстановки будет задействовано 13 единиц прорабских теплоходов.

Сплошное траление судового хода на Киренском, Витимском и Якутском участках будут проводить три специализированных бригады, при этом на Киренском участке эти работы начнутся 20 мая. На участках судоходных рек, где нет тральных бригад, данные работы будут вести путевые мастера. По заявкам владельцев причалов местное траление будет производиться силами обстановочных бригад. Плановый объем тральных работ на транзите составляет 730 кв.км.

Изыскательскими работами (исследование русла, промеры и т.д. для определения фарватера) займутся девять партий и один отряд (на баре реки Индигирка). Полем их деятельности будет 182 объекта Ленского бассейна – это лимитирующие участки,перекаты, дополнительный ход и др. Все измерения будут проводиться с использованием автоматизированных промерочных комплексов.

В ходе транзитных дноуглубительных работ планируется извлечь 2 977, 3 тысяч кубометров грунта. На данных работах будет задействовано: один одночерпаковый земснаряд технической производительностью 120 кубометров в час, шесть многочерпаковых земснарядов общей производительностью 1 860 кубометров в час, пять землесосов общей производительностью 14 000 кубометров в час. Всего же на транзите на реках Лена, Яна и Колыма, а также на барах Яны и Индигирки планируется разработать 73 объекта землечерпания.

Внетранзитные дноуглубительные работы силами трех земкараванов общим объемом 431,9 тысяч кубометров планируется провести на четырех объектах, в том числе землесос "Вилюй" должен разработать с 1 сентября по 5 октября водоподводящую прорезь к Якутскому водозабору (314,5 тыс. куб.м грунта) при условии заключения договора.

Сколько судов в распоряжении Администрации Ленского бассейна, как решается вопрос с его обновлением?

– В 2014-м и в 2015 году мы получили по два новых обстановочных судна, в 2016-м – еще одно обстановочное судно. Всего же наш флот включает в себя более 220 судов, в том числе 21 земснаряд, средний возраст которых составляет 36 лет. На сегодняшний день все землесосы нашего учреждения выработали нормативные сроки службы: в эксплуатации находятся земснаряды, построенные еще в 1957 году. Последнее поступление новых земснарядов было в 1989 году.

Потребность в новом дноуглубительном флоте до 2020 года составляет четыре земснаряда плюс вспомогательные суда, до 2030-го – еще 11 земкараванов для замены нынешних. Судостроение в настоящее время не ведется.

– А как у вас обстоят дела с кадрами?

– Работа путевого мастера очень трудная, а зачастую и неблагодарная. Нужно быть и капитаном судна, и путевым мастером, а если потребуется – и лесорубом. Путеец должен знать реку, понимать ее, видеть ее насквозь, предугадывать, как река может повести себя в следующий момент. Ответственность за любую аварию, случившуюся на реке, несет если не капитан судна, совершившего ее, то путевой мастер участка.

Люди этой профессии в настоящее время очень востребованы. Специалисты к нам приезжают из всех регионов – это судоводители, капитаны и их помощники, механики, электромеханики, но только не путевые мастера. Они на вес золота!

Хотелось бы, чтобы возродилась былая слава кузницы кадров для Ленского флота – Якутского командного речного училища, чтобы в нем снова стали обучать гидротехников, а также ввели учебные дисциплины газоэлектросварщик, котельщик-судокорпусник, инженер технолог по судостроению.

Многие из знаменитых ленских речников в свое время окончили ЯРУ...

А вы тоже его выпускник?

Я учился в Якутском речном училище в то время, когда его начальником был Арнольд Михайлович Шишлянников, установивший твердой рукой строгий порядок. Помню, однажды я вышел через парадные двери в повседневной робе и схлопотал от него три наряда вне очереди. И правильно. Ведь работа на флоте предполагает железную дисциплину.

До сих пор с неизменной благодарностью вспоминаю своих наставников: капитана Сергея Пашагина из Зырянки, первым помощником которого я был после службы в армии, механика земснаряда Владимира Николаевича Китицу, командира Анатолия Васильевича Чуварева, капитана-путевого мастера Сергея Анатольевича Иванова. Счастьем было встретить таких классных профессионалов и хороших людей в начале трудового пути.

Что вы хотели бы сказать в завершение нашего разговора, учитывая, что среди наших читателей немало людей, работа которых связана с рекой?

– Удачной навигации всем коллегам по Ленскому бассейну, здоровья, успехов, а путейцам – крепости духа и семь футов под килем!

Ольга СЕРГЕЕВА,

ИА SakhaNews.

Фото из архива А.И.Сахарова.


20.05.16